ЦИПАНДИНСКИЕ НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ или МАЙСКИЕ ПИСАНИЦЫ
Наскальные рисунки, нанесенные на известняковых останцах, что расположены в Аяно-Майском районе на правом берегу реки Мая, в окрестностях впадения притока Ципанда. По мнению специалистов, создавались они в период от 10 до 2 тыс. лет до н.э. Первым доисторические рисунки «близ селения Ципандинской» описал священник из Усть-Маи Василий Мальцев. В своем дневнике 26 марта 1892 г. он отметил: «…направились в строну на правый берег р. Маи к утесам, где находятся на высоте двух сажень (примерно четыре метра ) изображения; заметно что-то похожее на человека, медведя, собаку. Изображения написаны грубо и безыскусственно». Всего 97 описанных изображений, в которых высокая детализация зооморфных образов, центральным из которых является образ лося - который являлся образом вселенной. Во многих рисунках на первый план выходит образ шамана. Его легко узнать по двойным развилкам на голове - схематическое изображение шаманской «короны», либо по трем ногам - это один из знаков связи с потусторонним миром (двумя ногами шаман стоит на реальной земле, а одной ногой - на том свете). Еще один интересный и необычный образ, который встречается в майской наскальной живописи - маски-личины. Крупные антропоморфные фигуры, у которых не показаны ноги, а в некоторых случаях и руки. Однако у них прорисовано лицо - наличествуют глаза и рот, что абсолютно нехарактерно для древних художников. На этих же личинах мы можем разглядеть даже эмоции: радость, гнев.