ОХОТСКАЯ ВЕРФЬ


Первая русская верфь на побережье Тихого океана для строительства судов Сибирской военной флотилии XVIII-XIX веков. Весной 1639 г. из Бутальского острога на восток к Охотскому морю отправился отряд томского казачьего десятника Ивана Москвитина. Он достиг устья реки Улья и соорудил на берегу Охотского моря первую русскую стоянку. Здесь первые казаки зазимовали, построили верфь, на которой были выстроены два 17-метровых мореходные судна - коча. На этих судах в 1640 г. казаки обследовали побережье до района нынешнего Магадана и до Шантарских островов, а в 1641 г. вернулись в Якутск. В 1713 г. царь Пётр I подписал указ об изыскании морского пути на Камчатку. Вскоре из Петербурга в Охотск направили выходцев из Архангельска, опытных мореходов Кондратия Мошкова, Никифора Треску, Ивана Бутина, кормщика Якова Невейцина, а также плотников-судостроителей Кирилла Плоских, Ивана Каргопола и Варфоломея Фёдорова. В 75 вёрстах вверх по течению реки Кухтуй, около Охотска, отряд заложил верфь. К маю 1716 г. там было построено первое морское судно ладья «Восток», которая стала первым и до 1727 г. единственным русским военным кораблём на Тихом океане. С июля 1716 по май 1717 гг. эта ладья в составе казачьей экспедиции совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки, и обратно. На этой же ладье в 1720-1721 гг. офицеры русского флота, геодезисты И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин совершили экспедицию для изучения камчатского побережья и Курил. Согласно указам Петра I от 1716 и 1719 гг. были назначены новые экспедиции, которым поручалось «…исследовать Камчатку, …строить остроги и завести торги с окрестными жителями; снарядить экспедиции к берегам морей Северного и Восточного и по рекам…». Для решения задач экспедиций строились новые суда в Охотске. В 1723 г. И. Каргопол построил в ладью. В 1726 г. в Охотске появился отряд Первой Камчатской экспедиции В. И. Беринга. На верфи был заложен шитик «Фортуна», который 8 июля 1727 г. был спущен на воду. В августе «Фортуна», а также ладья, построенная И. Каргополом ушли на Камчатку. В течение 1729 г. в Охотске были построены ещё два бота - «Восточный Гавриил» и «Лев». 10 мая 1731 г. Охотск был объявлен портовым городом. К февралю 1733 г. там было построено 14 речных судов для сплава грузов по рекам. 2 декабря 1849 г. Охотский порт перестал существовать. Строительство кораблей на Охотской верфи закончилось.