ЛИВЕРОВСКИЙ Александр Васильевич

1867-1951
Крупный российский ученый и практик в области железнодорожного строительства, инженер путей сообщения, доктор технических наук, один из руководителей строительства Восточно-Амурской железной дороги, Амурского моста у Хабаровска, воздвигнутого в рекордно короткие сроки. Проект моста удостоен золотой медали Парижской всемирной выставки 1908 г. наряду с проектом Эйфелевой башни. Родился в Петербурге. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета и Институт инженеров путей сообщения. Первой дорогой, в строительстве которой он принял участие, стала линия Екатеринбург – Челябинск. Затем – работа на строительстве Средне-Сибирской, Тимирязево-Нижегородской, Круго-Байкальской и других магистралей. В 1912 г. его назначили начальником строительства Восточно-Амурской железной дороги. Участок составлял 660 км и был очень сложен для организации работ своим безлюдьем, бездорожьем, вечной мерзлотой. На этой линии было построено 8 тоннелей: Тарманчуканский – протяженностью 1,5 км через хребет Малый Хинган, Лагар-Аульский – 1,3 км, Облученский – 420 м в мерзлом грунте. Два моста – через реки Бурею и Амур. Амурский (Хабаровский) железнодорожный мост XX века – красивейшее сооружение, неотъемлемая часть городского пейзажа, визитная карточка Хабаровска. Он воспринимался современниками как «восьмое чудо света»; его назвали «Амурским чудом XX века», сравнивая с Эйфелевой башней в Париже. 30 июля 1913 г. состоялась торжественная закладка моста, на которой присутствовал приамурский генерал-губернатор Н. Л. Гондатти. Мост, протяженностью в 2600 м был построен в необыкновенно короткий срок (1913–1916 гг)., но сдавался в эксплуатацию уже после отъезда ученого и практика с Дальнего Востока в 1915 г.