ЛАЦИС Ян Янович
1897-1937Комкор, командир Особого корпуса Железнодорожных войск Рабоче-Крестьянкой Красной армии. Родился в Лифляндской губернии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. После Октябрьской революции командовал отрядом латышских стрелков, охранявшим Кремль. После завершения Гражданской войны руководил Киевской военной школой им. Каменева, впоследствии командовал армейскими корпусами. С 1932 г., состоя в правительстве РСФСР и ВЦИКе, командовал Особым корпусом Железнодорожных войск Рабоче-Крестьянкой Красной армии. С его именем связывается развитие железных дорог Сибири и Дальнего Востока в тревожные довоенные годы. Корпус жил по армейским уставам, но задачи ему ставил Наркомат путей сообщения. В 1932-1934 гг. части корпуса строили и ремонтировали железные дороги на Украине, в Белоруссии, на Урале, в Сибири. Дальним Востоком тогда занималась 1-я железнодорожная бригада. Известно, что Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) начали сооружать еще в 1932 г. силами того же Особого корпуса (а также «спецконтингента» - заключенных). В 1940 г. открылось движение поездов по линии Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре, в 1941 г. было в основном закончено сооружение линии БАМ - Тында, в 1942 г. - Известковая – Ургал. С началом Великой Отечественной войны строительство приостановили, а рельсы с участка БАМ – Тында сняли и переместили под сражающийся Сталинград - для строительства Волжской рокады. Вскоре после войны, в 1947 г., вступил в строй участок Советская Гавань - Комсомольск-на-Амуре, строительство продолжалось на участках Тайшет -Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре - Ургал. К началу 1960-х вошли в строй около 1150 км магистрали, непостроенными оставались 3150 км. В этот период руководство страны вернулось к идее БАМ. В 1967 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о возобновлении проектно-изыскательских работ, в 1974 г. БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Но начиналось-то все еще при Лацисе. В 1934 г. все бригады и полки корпуса сосредоточились на Дальнем Востоке, где имеющаяся железнодорожная сеть в наименьшей степени отвечала требованиям экономики и обороны. В 1934 г. бойцы Особого корпуса собрали средства на постройку двух боевых самолетов, один из них носил имя «Ян Лацис». В 1935 г. ему присвоили звание комкора, годом позже наградили орденом Ленина. В марте 1937 г. Ян Лацис - не в больнице, прямо на посту - скоропостижно скончался в Хабаровске от разрыва сердца.