КУЗЬМИНСКИЙ Александр Александрович

1881-1930
). Легендарный русский летчик, дворянин, племянник писателя Льва Толстого. 23 августа 1912 г. он на самолете «Блерио» совершил первый полет над Хабаровском. Родился в Харькове. Чиновник по особым поручениям при министре финансов. Бросил высокий пост из любви к авиации. В 1910 г. он в Париже заказывает себе аэроплан на заводе Блерио, а пока обучается полетам. Сдав экзамены, едет на завод и с ужасом узнает, что ему недостает 4 000 франков, чтобы расплатиться за аэроплан. Ждать помощи неоткуда. В смятении вечером идет в казино и через час… выигрывает 4 300 франков! Окрыленный (в буквальном и переносном смысле) молодой человек спешит на родину, чтобы принять участие в 1-м Всероссийском празднике авиации. Перед полетами гостит в Ясной Поляне, у своего великого родственника, где Толстой пытает его: каково там, в воздухе, не страшно ли? Авиатор обещает после праздника покатать Льва Николаевича, но… через день разбивается и получает тяжелейшие травмы, восстановление от которых заняло 8 месяцев. Склеенный врачами, Кузьминский снова едет во Францию к Блерио и покупает новый аппарат. С ним и пускается в триумфальное турне по России, одним из первых городов в котором был Курск. А затем грузит «Блерио» на поезд и отправляется в Сибирь. После полетов в Иркутске – Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Пароходом перебирается в Харбин. Летает в Мукдене, Ханьчжоу, Пекине. Из Китая попадает в португальские колонии. Далее – Вьетнам, Сингапур, Камбоджа, Сиам. На островах Ява и Суматра турне завершается. Каких только предложений ему не делали! В Китае только что провозглашена республика: им нужна своя военная авиация – оставайся, командуй и обучай. Короли и губернаторы заманивают русского смельчака на службу, суля титулы и богатства. Но Кузьминский, осыпанный орденами и подарками, возвращается морем во Францию. Конструктор Луи Блерио был потрясен вояжем, и подарил ему свой новый аэроплан. Со своим аппаратом доброволец Кузьминский вступит в Первую мировую войну. Потом будет революция. Эмиграция и жизнь в зарубежье. Но в 1922 г. он вернется на родину и еще долго будет работать в Главвоздухофлоте.