КОСТЕНКО Владимир Полиевктович
1881-1956Видный деятель науки и техники России, гениальный проектировщик судостроительных заводов, кораблестроитель, лауреат Сталинской и Государственной премий. Родился в Полтавской губернии. Окончил Морское инженерное училище императора Николая I, располагавшегося в Кронштадте (ныне - Военно-морской инженерный институт). Работал потом был назначен корабельным инженером броненосца и в период достройки оборудовал его системой быстрого выравнивания крена и дифферента. 2 октября 1904 г. «Орел» в составе 2-й тихоокеанской эскадры вышел в поход на Дальний Восток для участия в военных действиях против японского флота. На его борту находился и молодой корабельный инженер. В ходе Цусимского сражения система быстрого выравнивания крена и дифферента, внедренная им на броненосце «Орел», позволила впервые в мире применить в аварийных условиях таблицы непотопляемости известного кораблестроителя, академика, адмирала корабельных наук Алексея Крылова и предотвратить опрокидывание корабля. За это он был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. После трагического для России Цусимского сражения 28 мая 1905 г. и гибели русской эскадры, уцелевший отряд в составе четырех броненосцев, в том числе и эскадренного броненосца «Орел», под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова, будучи окружен японским флотом, сдался. В. П. Костенко попал в японский плен, в котором пробыл до февраля 1906 г. Вернувшись на родину, он был назначен в Петербургский военный порт помощником строителя линейного корабля «Андрей Первозванный». 1 октября 1908 г. был назначен конструктором технического бюро Морского технического комитета в Петербурге. С этого момента он начал работать под руководством академика А. Н. Крылова. 23 марта 1910 г. был арестован за революционную деятельность и заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, в июле осужден на шесть лет каторги. 19 декабря 1911 г. по ходатайству А. Н. Крылова и морского министра вице-адмирала И. К. Григоровича помилован императором Николаем II, освобожден из заключения и уволен с флота. 1 мая 1912 г. был назначен начальником Технической судостроительной конторы Общества Николаевских заводов и верфей «Наваль», затем главным инженером завода. Технической конторой было спроектировано более 150 военных и коммерческих судов. Все проекты разрабатывались под личным наблюдением главного корабельного инженера. После 1917 г. он являлся техническим руководителем, главным инженером судостроительных заводов в Николаеве, занимал руководящие должности в Губсовнархозе, Управлении промышленности ВСНХ УССР (Харьков), «Судотресте» и «Судопроекте» (Ленинград). С обострением международной обстановки на дальневосточных границах СССР, 10 августа 1931 г. правительство СССР приняло решение построить судостроительный завод универсального профиля на берегу Амура неподалеку от Хабаровска. Именно он определил место завода и города Комсомольска-на-Амуре. За участие в строительстве Комсомольского судостроительного завода, он награжден орденом Трудового Красного Знамени.