АВВАКУМ

(ПЕТРОВ или Аввакум Петрович; 1620-1682)


Священник Русской церкви, протопоп, писатель (автор «Жития протопопа Аввакума», ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам). В конце 1640-х - начале 1650-х гг. - протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён. В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. Долгое время сочинения Аввакума были известны только старообрядцам. В XIX-XX веках творчество протопопа (прежде всего «Житие», а затем и другие сочинения) было опубликовано для широкого круга читателей и стало считаться одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы. Царь Алексей Михайлович сослал Аввакума в Тобольск, где он надолго не задержался и вскоре его отправили за Лену. Когда же он приехал в Енисейск, то пришёл из Москвы другой приказ: везти его в Забайкалье с первым нерчинским воеводой Афанасием Пашковым, посланным для завоевания Даурии. С 1656 по 1661 г. состоял при воеводе, доходил до Нерчинска, Шилки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. В 1667 г. он и его соратники были сосланы в Пустозерск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило его участь и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.